Что надо поменять в российском футболе, чтобы сделать его лучше

С каждым годом становится всё очевиднее, что российскому футболу необходимы реформы. На состав сборной без слёз не взглянуть, в еврокубках нам в очередной раз показывают, что наш уровень – это Лига Европы. Да и в России зрителям футбол всё менее интересен, что наглядно видно из посещаемости стадионов. Реформы назрели, и мы решили поделиться своими мыслями по этому поводу.

ОТКАЗ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ


Это первый шаг, который необходимо принять. Пока футбольные (да и любые спортивные) клубы будут получать деньги, а не зарабатывать, говорить о каком-то серьёзном развитии не приходится. В настоящее время почти все команды финансируются либо компаниями с государственным участием, либо и вовсе напрямую из бюджетов регионов.

Естественно, что отказаться в момент не получится. В этом случае профессионального футбола в России не будет как класса, он просто исчезнет. Однако необходимо это делать за шаг за шагом. Во-первых, нужно определить срок, к которому нужно будет окончательно уйти от государственного финансирования.

Есть выход, как это делать постепенно. Надо обязать клубы искать частное финансирование, и чтобы с каждым годом его процент по отношению к бюджету клуба увеличивался. Начать надо с того, что каждая команда должна находить 10% средств для своей жизни на стороне. При этом необходимо жёстко контролировать, что клуб максимально получил государственного финансирования не более, чем в девять раз больше. Дальше эту пропорцию необходимо будет увеличивать: 20% на 80%, 30% на 70% и так далее. В итоге постепенно надо прийти к схеме 100% на 0%.

Клубы должны учиться зарабатывать. Им надо искать спонсоров, завлекать зрителей, улучшать сервис на стадионах, активно заниматься маркетингом. Другой вариант – растить или искать игроков на продажу. Почему для "Аякса" это нормальный вариант, а для условного "Амкара" нет? Отказ от государственного финансирования "сдует" существующий ныне денежный пузырь в отечественном футболе.

Понятное дело, что процесс будет болезненным. Многие клубы отправятся во второй дивизион, а то и ещё ниже. Однако это будет шанс на очищение. Стоит сделать один шаг назад, чтобы потом два вперёд

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ФУТБОЛА


Проще всего в этом вопросе сказать: "Посмотрите на Германию и сделайте также". Однако это не так просто. Главная проблема – отсутствие в стране тренеров должной квалификации. Это, безусловно, вопрос РФС. Необходимо сначала научить тренеров. Нужно их финансово мотивировать на отдачу результата. Кроме того, РФС должен жёстко контролировать работу академий. Возможно, предложение Газаева о ежегодном аудите школ является верным.

Не секрет, что сейчас многие тренеры юношей работают ни сиюминутный результат, не задумываясь о будущем. Надо эту ситуацию менять. О финансовой стимуляции детских наставников говорят давно. Нужно ввести норму, что от перехода своего воспитанника тренер начнёт зарабатывать. Это должен быть некий процент от суммы трансфера. Ставка может варьироваться от условных 0,1% в ФНЛ до 0,5% в РФПЛ, хотя необходимы более детальные расчёты. Плюс РФС обязан из средств, получаемых в качестве премиальных за успехи сборных (как то выход на Евро или чемпионат мира), выплачивать премии тренерам, воспитавших футболистов национальной команды.

Нужен и иной формат проведения юношеских турниров. В настоящее время сильная академия "Краснодара" варится практически в своём соку. По большей части "быкам" приходится играть не с лучшими, а с соседями. Вместо академий "Спартака", ЦСКА или "Локомотива" "Краснодар" бьётся с молодёжью новороссийского "Чернорморца" и сочинскими командами. При всём уважении к этим коллективам, это совсем не тот уровень, что и показывают результаты матчей, в которых "быки" легко побеждают.

Конечно, проводить полноценный чемпионат России со всеми перелётами будет слишком накладно. Однако можно подумать над вариантом, который существует в отборе к юношеским Евро. Разбивать команды на несколько групп, и пусть каждая из них проводит свой тур в одном городе.

ОБЯЗАТЬ ВСЕ КЛУБЫ СОЗДАТЬ ВТОРЫЕ КОМАНДЫ


Практика "Спартака" уже показывает, что наличие второй команды оправданно. К основе уже подтянулся Денис Давыдов. Успел дебютировать за красно-белых и Денис Кутин. К основе "Зенита" подтягивают Шейдаева и Зуева. У "Рубина" играют Набиуллин и дебютировал Ахметов. Активно с молодёжью работает "Краснодар". У этих команд есть вторые составы во втором дивизионе.

Наличие такого коллектива помогает работе с молодёжью. О проблеме турнира дублирующих команд говорят все, кому не лень. Молодые игроки там прогрессирует один-два года, после чего им нужно выходить на новый уровень. Второй дивизион – это профессиональные команды, перед которыми ставятся цели. Молодые футболисты там смогут развиваться и идти вперёд. При этом не стоит отказываться от дублей. Пусть работает схема "школа – дубль – вторая команда - основа".

Явный минус это идеи – дополнительные расходы. Однако опять же эту норму надо вводить не "здесь и сейчас". Нужно поставить крайний срок, к которому необходимо будет выполнить это требование, чтобы можно было подготовиться. Необязательно по примеру "Спартака" ставить цель вывести вторую команду в ФНЛ. Даже игра во втором дивизионе позволит прогрессировать молодым игрокам.

Помимо прочего это даст толчок для развития некоторым региональным командам. Сейчас многие клубы второго дивизиона арендуют молодёжь и дублёров команд РФПЛ. Первые благодаря этому могут в меньшей степени думать о воспитании собственных кадров, ведь они всегда могут найти их у более сильных. Вторые же предоставляют своим футболистам хоть какую-то практику. В случае же наличия второй команды клубы РФПЛ будут оставлять своих игроков для себя. Представители же вторых дивизионов будут вынуждены так или иначе выращивать себе футболистов.

Кроме того, эта инициатива позволит получать игровую практику более сотне молодых игроков. А количество может переходить в качество.

ИЗМЕНЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ


Для популяризации футбола необходимо менять календарь. Нынешнее расписание никак не способствует приросту внимания и болельщиков. Причём это касается календаря и в целом, и в частности.

Речь не о системе "осень-весна". Это никак не влияет. Однако матчи в декабре в настоящее время нельзя проводить. На эти поединки на стадион ходят лишь фанатики футбола. Ни один случайный человек не захочет в декабре в нынешней ситуации посетить спортивное мероприятие. Что бы играть в декабре, нужны необходимые условия. Для этого надо заставить все клубы обзавестись аренами с крышами и подогревом трибун, как на "Донбасс-Арене" или "Сантьяго Бернабеу". В этом случае болельщикам будет комфортно.

Думаю, сейчас многие зададутся вопросом о том, что это же расходы и так далее. Но ведь когда-то клубы обязали на стадионах заменить лавки на отдельные кресла, а также внедрить подогрев поля? Опять же нельзя вводить такие требования "прямо сейчас". Однако нужен конечный срок, к которому эти вопросы решить надо. Пример КХЛ показывает, что если с клубами не сюсюкаться, то они выполняют требования. Тольяттинская "Лада" – яркий пример. Пока у клуба не появилась новая арена, он просто не выступал в элите.

Второе не менее важное изменение календаря – это необходимость уйти от непонятного и ненужного затягивания тура. Выносить матчи на будние дни нужно в исключительных случаях. Безусловно, нельзя бездумно смотреть на Европы и говорить о том, что они играют через два дня на третий. С учётом территории этих стран, там переезды на порядок меньше. Однако проводить четыре матча (половину тура) в понедельник – это полнейший бред. Будние дни нужно использовать в случае некого форс-мажора, а не по той причине, что в сетку одного телеканала в субботу и воскресенье не получилось впихнуть все матчи подряд.

ЛИМИТ


Лимит – это один из главных вопросов последних лет в российском футболе. По этому поводу было сломано много копий, а мнения кардинально противоположные от полного запрета легионеров до отмены каких-либо ограничений на них. Наверное, в текущей ситуации вариант "10+15", который, видимо, будет принят, станет оптимальным.

Однако очень хочется, чтобы футбольные власти не ограничивались лишь лимитов на верхах. Необходимо регулировать и низшие дивизионы. Одной из главных проблем второго дивизиона является кочевой образ жизни тренеров и его игроков. Наставник переходит из одной команды в другую и забирает с собой целую россыпь футболистов. Как итог, местные игроки садятся на лавку. В итоге у футболистов отсутствует возможность для роста.

Команды вторых дивизионов нужно обязать выпускать на поле некоторое количество своих воспитанников. Им нужно дать реальную возможность выходить на поле. Да, лимит на своих воспитанников может опять привести к тому, что клубы будут просто дублировать их на одно позиции. Однако это будет первый шаг. Ребята из регионов будут знать, что у них есть шанс выходить на поле.

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУР ЛИГ


В России уже давно говорят о том, что премьер-лигу надо расширить до 18 клубов. Эта мысль кажется не самой глупой. Однако тут есть вопросы. Сегодня проблема – это инфраструктура. Текущий сезон, когда два клуба регулярно играют в чужом для себя регионе ("Уфа" из Республики Башкортостан – в Пермском крае, а "Торпедо" из Москвы – в Московской области), демонстрирует, что спешить не стоит. В следующем сезоне может ещё и появится "Тосно", который будет играть за 100 километров от своего города в чужом, где любят и молятся на другой клуб.

Прежде всего, надо заниматься низами. Главная проблема ФНЛ – это расстояния. Сегодня там одновременно выступают клубы из Калининграда и Сахалина. Несложно посчитать, что перелёты становятся для коллективов едва ли не основной статьёй расходов. С учётом наличия команд в Хабаровске и Владивостоке, остальные также много тратят на транспорт. Всем известно, что некоторые клубы второго дивизиона намеренно не идут на повышение в классе из-за возрастающих трат, в том числе, и на транспорт.

ФНЛ давно пора делить на две зоны, как минимум, а то и на три. Вариантов, как именно, это сделать много. Можем предложить свою идею. Стоит разбить ФНЛ на две зоны, и в каждой оставить по 14 команд. Между собой они проведут 26 туров. Затем четыре лучшие команды из каждой зоны играют плей-офф (1-я команда с Запада с 4-й командой Востока и так далее). Победители двух полуфиналов отправляются в РФПЛ напрямую (стоит также проводить финал, чтобы определять лучшую команду второго по значимости дивизиона), проигравшие - проводят стыковые матчи. При такой формуле, кстати, участники этих самых стыков со стороны ФНЛ проведут те же 30 матчей (26 в чемпионате, а также два четвертьфинала и два полуфинала) за сезон, что уравняет с командами РФПЛ.

Второй дивизион надо разбить на 6 дивизионов (по три к каждой в зоне). Победители будут отправляться в ФНЛ напрямую. Кроме того, здесь также стоит внедрить стыковые матчи. Команды, занявшие вторые места в каждом из вторых дивизионов (а их будет три), будут оспаривать места с тремя командами ФНЛ, занявшим места с 9 по 11 места. Смысл в том, чтобы в ФНЛ исчезли матчи, которые никому не нужны. Если четыре команды попадают в плей-офф для выхода в РФПЛ, а шесть рискуют вылететь во второй дивизион, то в каждой зоне исчезнет "болото".

В каждом из шести вторых дивизионов также следует проводить примерно по 30 поединков за сезон. В зависимости от географии и количества клубов в каждом могут играть 16 команд в два круга или 8 в четыре (будет 28 матчей).

Главная проблема зонального деления очевидна. В теории может случиться сезон, что из РФПЛ вылетят условно две "западные" команды, а войдут четыре "восточные". В этом случае придётся какие-то клубы немного искусственно отправлять в формально чужую зону. Однако проще Оренбург заставить играть на Востоке, а Тюмень – на Западе, нежели принуждать Калининград, Санкт-Петербург да и ту же Москву регулярно летать во Владивосток, Хабаровск и на Сахалин.





Мы любим футбол и хотим, чтобы он развивался. Нам хочется, чтобы сборная России радовала нас результатами стабильно, а то вспоминать про Евро-2008 уже надоело. Мы мечтаем, чтобы клубы в еврокубках добивались серьёзных успехов, а не чтобы мы просто мечтали об 1/8 финала Лиги чемпионов. Однако при нынешних условиях это может случиться лишь вопреки. Нам остаётся лишь верить, что РФС всё же начнёт реформировать то, что у нас зовётся футбольным хозяйством.

Не пропустите! Турнирная таблица, статистика и новости чемпионата России.

Не забудьте прочитать текстовые трансляции матчей.

Константин Евграфов

 

👍 12
👎 0
💯 0
😍 0
😡 0
😀 0
🤣 0
🤑 0
Комментарии (22) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
15 Декабря 2014 в 13:28

Однако с географией не дружим. "проще Оренбург заставить играть на Востоке, а Тюмень – на Западе"

Вот такие же и чиновнике сидят, хотят как лучше, а получается как всегда..

ЗЫ: ФНЛ можно сделать что-то по типу КХЛ, только в пределах страны

14 Декабря 2014 в 14:00

В последнее время сборная России занимает первое место в отборочных группах ЧЕ и ЧМ, в отличие от 2000-х, когда занимала в основном второе. 7 побед в 10 матчах для этого достаточно. Победа в группе квалификации ЧМ-2014 тем ценнее, что в ней играла сборная Португалии.

Евро-2008 держит сборную в 1-2 корзинах при жеребьёвке.

Наша сборная редко опускалась на 3 место в отборочной группе, только 2 раза; к сожалению, вполне вероятен третий.

Наши клубы в еврокубках в плей-офф ЛЧ выходят раз в два года. При этом, выйдя, добиваются положительного результата хотя бы в одном матче.

Среди команд, игравших в группах ЛЕ, не выходили из них только краснодарские.

Коэффициент УЕФА в последних сезонах - под или чуть больше 10, что держит Россию на 7 месте в ТК УЕФА. Раньше Украина и Голландия на равных за него боролись, но низкие коэффициенты последних сезонов (особенно Нидерландов) выбили их из этой борьбы. 4 команды в групповых этапах в каждом сезоне (в предыдущем - 5), 3-4 команды в плей-оффах (в этом - две), и коэффициент нынешнего сезона 7,666 вряд ли достигнет планки прошлых лет 9,75.

14 Декабря 2014 в 01:50

Здравая статья. Предложения очень актуальные. Но сложнее всего будет отказаться от бюджетных денег. Просто потому, что на этих деньгах очень многие греются и хода такому делу не дадут. А пока клубы не способны существовать самостоятельно, всё остальное не имеет смысла. Никто не станет ничего развивать/строить/улучшать/привлекать когда можно взять очередные миллионы и жить спокойно.

13 Декабря 2014 в 14:50

понравился вариант со вторыми командами. кто помнит раньше в советском чемпионате поараллельно был чемпионат дублёров, где могли наиграть форму игроки основного состава после травм или по др. причинам. а также была возможность у игроков дубля попасть в основу. сейчас игрок востанвливающийся после травмы лишён игровой практики. как и игроки молодёжи практически лишины возможности заиграть за основу

13 Декабря 2014 в 01:16

Пока платят такие бабки Русским футболистам никто из них не будет рвать пятую точку ради того чтоб пойти на повышение. Скажем в Англию, Испанию, Италию. Ну конечно зачем пахать на тренировках, играть на пределе если такую зп как в России никто нигде не будет тебе платит! Как говорится зажрались.

P.S Седня читал новости о том что защитник Реала Пепе купил 9 тонн продуктов для малообеспеченных семьей в Мадриде. До этого читал игрок Шахтера Срна тоже помог пострадавшим в Украине в плане продуктов. Конечно респект таким поступкам. А что делают российские футболисты?! Широков купил себе Айфон с золотым корпусом и еще чем то там. И еще говорит он это сделал против санкции и против США. Либо я не понял его либо он совсем уже того. Кокорин тюнингует свое авто, и с какими то девушками развлекается и отрывается. Вот и почуствуйте разницу дорогие друзья! Между русскими и другими футболистами.

13 Декабря 2014 в 00:35

со всеми пунктами согласен, но верха не захотят этим геморроем заниматься, им проще натурализовывать бразилцев и всё

779
12 Декабря 2014 в 22:35

Ничего здорового, включая футбол, в настолько нездоровой стране просто быть не может. Какие то припарки от насморка там, где воровство и коррупция доведены до уровня африканского племени и любого "ответственного" товарисча реально в гораздо меньшей степени интересует положительный результат, чем его личный карман.

14 Декабря 2014 в 15:11

Создан антикоррупционный совет. За членство нужно заплатить 2 млн.

12 Декабря 2014 в 22:20

у нас, в России любят,и часто повторяют фразу" Каждый должен заниматься своим делом

Говорить не мешки ворочать.Начиная от правительства и заканчивая чинуш рангом ниже

сплошь профессионалы-сплошной профессионализм.А еще у нас любят приговаривать, не

меньше чем про проффи-футбол это срез нашего общества,в нем все отражается...))))

А Леги,лимит...да они вскоре и сами разбегутся, и с богатых клубов и с бедных...

12 Декабря 2014 в 20:57

Я считаю надо перестать устраивать страсти вокруг футбола... И идти по пути стран восточной Европы(Польши, Чехии). Сейчас огромные деньги вкладываются в футбольные клубы(безумные трансферы, огромные зарплаты..) Наши игроки совершено не котируются в серьезных европейских клубах, наша сборная со скрипом играет на чемпионате мира( при том что главный тренер с именем и с огромной зарплатой...). В лиге чемпионов мы кое как со скрипом выходим из группы... При огромном количестве легионеров на стадионы в среднем по стране ходит 4-5 тысяч болельщиков... Так может на стоит снизить безумные зарплаты футболистов, сумасшедшие трансферы... И может быть тогда Кокорин будет когти рвать чтобы его заметили скауты из клубов Испании или Англии... Но зарплата у Кокорина будет здесь около 100 тыс в месяц. Что касается популярности футбола... Ребята не знаю как у Вас, а у меня во дворе мяч пацанам не погонять.. Ровно по середине двора поставили модную нынче детскую площадку, ну можно было как-то спланировать так, чтобы горка, лестница, грибок поставили как-то сбоку и осталась площадка, где можно было бы погонять мяч. Второй момент.. площадка со всех сторон обложена автомобилями, то есть не дай боже мяч залетит кому то в машину и родители будущей футбольной звезды заплатят штраф за порчу имущества( хотя имущество и стоит с нарушением ПДД) и самому пацану дома наваляют так, что о футболе забудешь.. А отпускать детей куда-то на стадион играть в футбол, не каждый родитель согласиться... Опять таки если бы эти стадионы еще были. Теперь что касается школы... Какие игры популярны в школе??? Баскетбол и волейбол- игры унисекс... Физруки дайте пацанам отдельно от телочек погонять мяч... Устройте соревнование в школе по футболу... Заинтересуйте блин... Что касается секций по футболу... уже много раз говорил- БЕЗУМНО дорого. Так что вместо трансферов давайте вкладывать деньги в нормальное обустройство дворов, в образование нормальных тренеров, в теплые спортивные площадки, в спортивную медицину и самое главное в собственных детей, чтобы им не приходилось выбирать между планшетом и спортивной секцией, между смартфоном и бутсами... Потому как зарплаты у родителей не настолько огромные чтобы пацана и в школу достойно собрать и еще денег найти на спортивные секции...

12 Декабря 2014 в 20:50

Автора нужно срочно отправить работать в РФС!

12 Декабря 2014 в 20:13

отменить лимит полностью,но сделать обязательным ,чтобы в основе играл россиянин 94 года и моложе и его мог заменить так же молодой 94 и выше года...чтобы хотя бы в каждой команде росли 2 игрока молодых,так полезнее будет)

12 Декабря 2014 в 20:04

В целом правильно, кроме лимита, конечно. То, что очевидно для футбольных людей давно, наконец-то овладевает чиновниками.

12 Декабря 2014 в 19:56

Этого хотелось бы..это мечта,но слишком поздно!

12 Декабря 2014 в 18:49

Единственный выход - полная отмена лимита на легионеров. Российские футболисты просто зажрались - большую часть зарплата получают за наличие российского пасспорта. Сегодняшняя убогая и диффективная национальная сбродная ярко показывает, что получается когда нет достаточной конкуренции. А потом все начинают ныть, мол почему Комбаровы да Файзулины не выигрывают чемпионат мира. Уже дожились до того, что даже нормального вратаря для сборной не найти. Такого никогда еще не было.

12 Декабря 2014 в 20:05

если отменят лимит даже на воротах в клубах будут иностранцы, а наши игроки будут им бутсы чистить, в сборную будут брать из 1 или 2 дивизиона

12 Декабря 2014 в 20:29

А ты думаешь в ФНЛ или 2 лиге игроки намного хуже чем российские в премьер-лиге?Даже в любительских городских лигах можно присмотреть приличных перспективных ребят.

12 Декабря 2014 в 20:37

у них нет опыта игры на высоком уровне, а для этого им нужно перейти в премьер лигу или другие чемпионаты)

12 Декабря 2014 в 20:53

Согласен.Но чтобы перейти в эти команды у нас в стране должна быть нормальная селекция и желание в первую очередь развивать российский футбол,а не зарабатывать на нем.

12 Декабря 2014 в 16:49

Ну не плохо, только кто это делать то будет

12 Декабря 2014 в 16:44

"Другой вариант – растить или искать игроков на продажу"

==========================

Растить в России игроков на продажу?! Кому и куда?! Эх, времени мало, пора домой уходить. В понедельник дочитаю))

12 Декабря 2014 в 16:12

нужно натурализировать негров из чемпионата России

Новости
Сегодня, 30 Сентября
Все новости