Попытка самоубийства судьи: причины, примеры, реакция

Почему рефери высшей категории немецкого чемпионата хотел покончить с собой?

Субботняя игровая программа в Немецкой Бундеслиге оказалась неполной. Когда болельщики узнали о том, почему не состоялась встреча между "Кёльном" и "Майнцем", они пришли в шокирующее состояние. Выяснилось, что главный арбитр предстоящего матча Бабак Рафати хотел покончить свою жизнь самоубийством. Его вовремя обнаружили в номере отеля, зарезервированного Бундеслигой специально для обслуживающего персонала матча. Арбитр был доставлен в больницу с перерезанными венами. Дабы не придавать скандальный факт огласке, немецкие функционеры попытались в экстренном режиме разыскать судью необходимой квалификации для злополучного матча, но после того, как поиски не увенчались успехом, немцам пришлось объявлять всему миру шокирующую причину переноса матча. "Евро-Футбол.Ру" по горячим следам выясняет, кто такой Бабак Рафати, что побудило его резать себе вены и почему именно немецкий футбол становится в последние годы пристанищем депрессивных личностей.

 

ПЕРСОНА

 

Бабак Рафати родился двадцать восьмого мая 1970-го года в Ганновере. По национальности Рафати – перс, но в своих публичных выступлениях Бабак всегда заявлял, что считает себя исконным немцем, так как родился, вырос в Германии и разговаривает исключительно на немецком языке. С самого детства Бабак увлёкся футболом. Пока его сверстники восхищались футболистами и собирались редкие марки с изображением популярных игроков, Рафати интересовался, в основном, арбитрами, собирал досье на людей, работавших на играх чемпионата мира-1982, 1986, чемпионата Европы-1984.

 

Уже с шестнадцати лет Бабак Рафати начал судить игры любительских лиг немецкого футбола, обзвонив перед этим все специализированные институты, какие только возможно! Когда у него спрашивали, почему он выбрал именно работу арбитра, Бабак отвечал, что с самого начала понял, что судить игры у него будет получаться лучше, чем выходить на поле в бутсах и забивать воображаемые голы. В 2000-м году Рафати дорос до уровня Второй Бундеслиги, а дебют в элите немецкого футбола для него состоялся шестого августа 2005-го года, когда Бабак обслуживал матч… "Кёльн" – "Майнц". Возможно, в том, что собирался сделать Рафати, для него имело тайный смысл? Бабак пытался закольцевать список своих игр. Слава Богу, его замысел не удался.

 

По своей манере работы Бабак Рафати считался, скорее, товарищем для всех игроков, нежели, чем выделялся какой-то агрессией или пытался выпучить себя на первое место в стиле некоторых звёздных арбитров. Рафати крайне редко прибегал к удалению футболистов с поля. За всё время работы в Бундеслиге он лишь пять раз показывал прямую красную карточку своим игрокам. Для современного футбола – это ничтожно малое количество санкций.

 

Реклама


Уроженец Ганновера имеет вторую категорию звёздности от УЕФА, что позволяет ему работать на матчах еврокубков. В свободное от работы время он увлекается другими видами спорта, может просидеть часами за компьютером с целью покупки выгодной акции, любит обозревать позиции товаров на фондовой бирже.

 

По правилам Бундеслиги и судейскому кодексу немецкого футбола, каждый арбитр, обслуживающий игру, обязан в один час дня явиться на стадион и удостоверить всех в собственном присутствии и готовности работы. В условленное время Рафати не появился на кёльнском стадионе, что стало поводом для волнения. Лайнсмены Рафати, которые должны были выходить на поле вместе с Бабаком, догадались отправиться к нему в номер, чувствуя неладное. На их крики Рафати не открыл дверь своего номера в гостинице "Хайятт". Вместе с обслуживающим персоналом гостиницы помощники Рафати (Хольгер Хеншель, Патрик Иттрих и Франк Вилленборг) взломали дверь и обнаружили в ванной почти бездыханное тело судьи. Вокруг него повсюду были видны кровавые следы, словно, Бабак до последнего боролся сам с собой за право остаться на этом Свете. Судья из Ганновера был незамедлительно отправлен в палату интенсивной терапии, где врачи на протяжении трёх часов отчаянно боролись за его жизнь. Перед тем, как лайнсмены и обслуживающий персонал отеля обнаружили Рафати, он успел потерять большое количество крови. К счастью, уже вечером девятнадцатого ноября врачи официально объявили о том, что жизнь немецкого арбитра находится вне опасности.

 

По своей прямой специальности Бабак Рафати – банкир со стажем. Это обстоятельство сейчас рассматривают в качестве дополнительной версии мотива случившегося. "Неудачи и угрозы в банковской деятельности" – говорят следователи немецких правоохранительных органов, когда речь заходит о том, что побудило успешного, в целом, человека к скорому сведению счетов со своей жизнью. Журналисты помогают следователям, загибая пальцы – неудачи на любовном фронте, смертельная болезнь, которой якобы болеет Бабак. И всё же главной версией попытки самоубийства называется неуравновешенное психологическое состояние Бабака Рафати.

 

ЧЁРНЫЙ НОЯБРЬ

 

Ноябрь в этом отношении всегда играет особую роль у всех психологов и психиатров мира. Дело в том, что последний осенний месяц служит искусственной границей между переходом климата к зимнему периоду, когда формируется другой поведенческий тип человека. Для обычного человека ноябрь не несёт той психологической нагрузки, как для людей, испытывающих ежегодную депрессию в строго определённые периоды сезона.

 

В спортивном мире ноябрь 2009-го года был омрачён смертью немецкого вратаря Роберта Энке. Смертью, которую позже врачи и полицейские признали самоубийством. Десятого ноября одиннадцатого месяца 32-летний вратарь в 18:25 по местному времени остановил автомобиль в нескольких метрах от железнодорожных рельсов, положил бумажник на соседнее сиденье. Энке решил прогуляться вдоль путей. Через сто метров его настиг экспресс Гамбург – Бремен, ехавший со скоростью приблизительно 160 километров в час. Попытка самоубийства рассматривалась в первую очередь. С 2003-го года Энке начал наблюдаться у личного психиатра после того, как у него не получилось стать первым номером в каталонской "Барселоне". Постоянные депрессии и ужасы сковывали душу Энке из-за того, что ему мерещилась потеря работы и автоматическая потеря семьи. Незадолго до своей гибели Энке общался с доктором и отказался ложиться в стационар. В предсмертной записке Роберт попросил прощения у семьи и врачей за то, что ему так и не удалось вылечиться от сложного комплексного психологического расстройства.

 

После трагедии с участием Роберта Энке в Германии всерьёз взялись за психологическое состояние профессиональных спортсменов. В медицинских институтах начали проводиться лекции о вреде большой ответственности, которая неизменно накладывается на представителей спортивной богемы. Вскоре выяснилось, что добрый десяток других футболистов (как бывших, так и нынешних) также имеют личные карточки в психиатрических клиниках. Они были вынуждены скрывать информацию о своих страхах, боясь публичной огласки и потери оплачиваемой работы. Бывший игрок мюнхенской "Баварии" Себастьян Дайслер длительное время не мог оправиться от череды неудачных травм, из-за чего подсел на "антидепрессанты". Из-за навязчивых идей и непрекращающегося страха Дайслер был вынужден покончить с профессиональной карьерой и сосредоточиться на своём лечении. Никто и не мог даже представить себе, что хорошо оплачиваемые люди станут чувствовать себя птицами в золотых клетках.

 

Российский футбол, пусть и косвенно, также не обошёл стороной от психологического влияния ноября. Известный отечественный рефери Альмир Каюмов собирался выброситься из окна квартиры на седьмом этаже дома по Осеннему бульвару. Лига объявила о том, что попытки Каюмова свести счёты со своей жизнью не были связаны с футболом. Стало понятно, что спорт больших достижений (и футбол, как вершина спорта, как венец общественного внимания, на котором замыкается весь мир) требует от его участников не только должной физической формы, но и, прежде всего, психологической.

 

В ближайшее время следователи немецких правоохранительных органов будут разбираться, принимал ли Бабак Рафати какие-либо препараты, агрессивно подавляющие депрессию, давил ли кто-либо на работу профессионального арбитра и имел ли судья персонального психиатра. В нынешнем чемпионате Германии Рафати успел отработать на четырёх играх: "Бавария" – "Боруссия" Менхенгладбах, "Хоффенхайм" – "Вердер", "Боруссия" Дортмунд – "Аугсбург", "Штуттгарт" – "Хоффенхайм".

Реклама


 

РЕАКЦИЯ В ГЕРМАНИИ

 

Тео Цванцигер (Президент Немецкого футбольного союза):

"Мы можем сообщить вам, как арбитр чувствует себя сейчас. Ему оказали неотложную медпомощь. Врачи сделали все, что смогли, и я им очень благодарен за это. Если прогнозы врачей оправдаются, жизнь Бабака Рафати вне опасности. Я в свою очередь хочу заявить, что DFB окажет больнице и самому арбитру всю необходимую помощь.

Для меня, случившееся – чрезвычайная ситуация. Один из наших лучших арбитров делает попытку самоубийства. Хочется поблагодарить его помощников, которые сделали всё, чтобы спасти человека. Давление спортивной конкуренции на сегодняшний день – чрезмерно высоко. Но помимо спорта есть множество других приятных дел и занятий, ради которых стоит жить. Нужно всегда думать, что на Свете не существует безвыходных ситуаций. Надеюсь, что две команды, болельщики найдут понимание".

 

Рейнхард Раубалль (Президент Ассоциации Лиги):

"Я раньше не думал, что подобные вещи могут хотя бы боком относиться к нашей Бундеслиге. Очень рад, что судья уже находится вне опасности. Экстренные действия врачей спасли ему жизнь. Мне хочется, чтобы Бабак преодолел все болезни и вернулся к своей работе".

 

Герберт Руппель (Председатель клуба Нижней Саксонии, ассоциации, откуда родом Рафати):

"Сообщение о его попытке самоубийства меня встревожило. Бабак Рафати всегда строго судил матчи, профессионально относился к своим обязанностям и грамотно подходил к личной жизни. Я знаю его исключительно как честного человека. Депрессивное поведение с его стороны я раньше не замечал".

Реклама


 

Хууб Стевенс (главный тренер "Шальке-04"):

"Трудно поверить в то, что происходит вокруг нас. Для этого просто нет слов. Здоровье – самое ценное, что только может быть у человека. Футбол – лишь незначительная часть жизни. Я могу себе представить, что после этого никто не захочет играть и работать судьей".

 

Маркус Мерк (бывший профессиональный судья категории ФИФА):

"Надеюсь, что Рафати сможет быстро вернуться к своей работе".

 

Маркус Цорг (главный тренер "Фрайбурга"):

"Это – трагедия".

 

Мирко Сломка (главный тренер "Ганновер-96"):

"Перед началом своего матча я получил письменную записку, но вовсе не о том, что именно случилось с арбитром. Конечно, то, что произошло – очень страшно. Бабак Рафати является хорошим другом нашего клуба и всех работников коллектива. Мы особенно заинтересованы в его выздоровлении".

 

Феликс Магат (главный тренер "Вольфсбурга"):

"За полчаса до начала матча я узнал про случай с Рафати. Обстоятельства случившегося мне до сих пор неясны. Естественно, я переживаю вместе со всеми. Бабак Рафати был одним из судей, с которым я поддерживал дружеские отношения. Надеюсь, что вновь увижу его на матчах Бундеслиги".

 

Хорст Хельдт (менеджер "Шальке-04"):

"Я узнал про Рафати незадолго до начала нашего матча и незамедлительно проинформировал главного тренера. Мы все очень сильно потрясены и встревожены. Самое главное, чтобы его состояние стабилизировалось. Остальное – сущая ерунда. Мы сейчас готовы помочь ему".

 

Лукас Холтби ("Шальке-04"):

"Я услышал про Рафати, как только освободился. Человеческие интересы, пусть даже в футболе, всегда должны оставаться на первом месте. Судьи – не машины. Они лишь люди, как и все мы. Я понимаю, какое давление на них оказывается, когда они свистят перед 60 или 80 тысячами болельщиков".

 

Юпп Хайнкес (главный тренер "Баварии"):

"Произошедшее заставляет задуматься. Поскольку, это уже не первый случай демонстрации того, что судьи психологически ломаются под огромным давлением. Давайте что-то менять".

 

Юрген Клопп (главный тренер "Боруссии" Дортмунд):

"Мы шокированы случившимся. Нужно, как можно скорее, наладить работу с арбитрами и футболистами, да и тренерами, так, чтобы никто из нас в будущем не становился жертвой своих же страхов".

 

Прямые текстовые трансляции матчей Немецкой Бундеслиги проходят на сайте LiveResult.Ru

 

Специальный корреспондент Валерий Карапетян.

👍 5
👎 0
💯 0
😍 0
😡 0
😀 0
🤣 0
🤑 0

Комментарии (1) Все комментарии
Внимание! Запрещены комментарии про политику.
20 Ноября 2011 в 13:08

Видно, судью слишком впечатлил пример Роберта Энке, который, кстати, играл за Ганновер-96.. А Бабак Рафати - уроженец Ганновера, вот и придумал себе символичную смерть.

Новости
Сегодня, 29 Сентября
28 Сентября
Все новости